Паровозик Фербиста

Официальная история автомобиля насчитывает немногим более 100 лет. У ее истоков стояли Карл Бенц и Готлиб Даймлер, построившие в конце XIX в. безлошадные экипажи с бензиновым двигателями внутреннего сгорания. Однако за бортом официальной истории остались сотни изобретателей и конструкторов, благодаря усилиям которых в конце концов появился автомобиль. Так, в 70-х гг. XVII в. была изобретена иезуитом Фербистом для китайского принца и изготовлена игрушка - паровичок-грузовичок, паровой экипаж Ньютона с реактивной силовой установкой, паромобильчик Мердока с поршневым двигателем и многое другое. В этих конструкциях воплощены идеи, определившие на века развитие транспорта.
В наши дни автомобиль стал не просто средством передвижения, а первой необходимостью. Казавшиеся когда-то забавными безделицами механиков-самоучек (поверьте, мы не такие) паровые игрушки и экипажи дали бесконечно разнообразное потомство – популярнейший вид транспорта, без которого немыслимо себе представить существование человечества.

Сегодня насчитывается около 400 «создателей», претендующих на открытие автомобиля. Сюда входят создатели и «самобеглых тележек» на пружинах, и сухопутных парусников ,и даже педальных экипажей, где используется мускульная сила человека.

Термин «аутомобилис», возникший на рубеже Средних веков и Нового времени, означает «самодвижущийся» (первая его часть, «аутос», взята из греческого языка, вторая, «мобилис». – из латыни).

Итак, почти 30 лет (с 1659 по 1688 гг.) бельгийский иезуист - миссионер Фердинант Фербист служил в качестве физика и астронома у китайского императора Канг Хи. Государь позволил ему пользоваться великолепной дворцовой библиотекой. Из восточных трактатов миссионер узнал немало нового, причем в тех областях знания, которые, по его мнению, он постиг в совершенстве. Мало того, оказалось, что их авторы упоминали о достижениях европейцев в науке и технике снисходительно, как о чем-то простом и даже примитивном.

Однажды, а именно в 1678 г., ему пришла в голову идея поставить паровую машину на четырехколесную тележку, а а вырывающийся из котла пар направить на колесо в лопатками. Это, как сказали бы сегодня, турбинное колесо изобретатель соединил через две шестерни со второй осью, на которую были насажены два ведущих колеса. Пар, поступающий под высоким давлением из нагретого котла, толкал турбинное колесо, его ось крутила ведущие колеса, тележка ехала и к тому же везла небольшой груз.

Чтобы «самобеглая тележка» могла поворачивать, сзади к ней через примитивный шарнир прикреплялось пятое колесо. Длина «автомобиля» Фербиста составляла лишь 600 миллиметров! Конечно, то была всего-навсего механическая игрушка, изготовленная миссионером для сына китайского императора. Тем не менее впервые маленькая паровая использовалась для привода колес механического транспортного средства.

Многие исследователи считают первым автомобилем на планете «переднеприводной грузовик», созданный в Китае. Кстати, свое изобретение в области автомобилестроения Фербист описал в 1687 г. в труде «Европейская астрономия».

Предпринимались попытки воспроизвести этот паровичок по описанию. Модели получились непохожие, но принцип остался прежним: горелка, паровой котел, «турбинное» колесо с лопатками, пара шестерен и передние ведущие колеса.

Последующие изобретатели усложняли и модернизировали конструкции автомобилей в зависимости от собственного объема знаний и фантазии, однако официальная история автомобиля все же начинается с образцов немцев Карла Бенца и Готлиба Даймлера, которые независимо друг от друга изготовили опытные образцы работоспособных автомобилей с двигателями нового типа – четырехтактными внутреннего сгорания. Масса такого автомобиля составляла 260 кг., он мог передвигаться со скоростью 15 км/ч.

Однажды Бенс провел испытания своего автомобиля на улицах Мангейма, за что был наказан. Последовавшая выставка во Франции не принесла ему ожидаемого успеха, а следовательно, и денег. Двигатель автомобиля купил Эмиль Панар, владелец механической мастерской, в будущем известный автопроизводитель.

Подготовлено по материалам книги
«Самые красивые знаменитые автомобили мира»,
Москва, 2004г.

Карта проезда

Контакты

По вопросам диагностики и ремонта Вашего автомобиля:

+375 25 738 02 01

+375 29 310 12 07

А также, по всем интересующим Вас вопросам пишите на: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Партнер